Битва миротворцев: придет ли в Украину иностранный контингент
Силы АТО, очевидно, нуждаются в международной военной помощи. Что не дает другим государствам вмешаться в ситуацию?
Международный комитет Красного Креста (МККК) переквалифицировал боевые действия на украинской территории в «состояние войны». Как стало известно СМИ 22 июля, об этом организация конфиденциально сообщила Украине и Российской Федерации. Однако, считают в Красном Кресте происходящее на востоке страны международной агрессией или гражданской войной, пока умалчивается. «О квалификации сообщили обеим сторонам конфиденциально. Мы не обсуждаем этого публично», – заявила представитель МККК Анастасия Исюк.
МККК отвечает за выполнение Женевских конвенций, определяющих правила войны. В связи с этим он уполномочен определять, когда насилие переходит в стадию вооруженного конфликта. «В системе ООН это определяет МККК. Они – кураторы международного гуманитарного права», – сообщило накануне агентство «Рейтер» со ссылкой на собственный источник в ООН.
С небес на землю
Катастрофа Боинга 777 под Донецком, в которой погибли 298 граждан разных стран, молниеносно изменила статус противостояния на востоке Украины. С вечера 17 июля вооруженные столкновения в Донецкой и Луганской областях вышли за рамки внутренней проблемы страны, обретя мировой масштаб.
Дальнейшее развитие событий только способствовало вовлечению новых участников в орбиту внешнеполитических трений. Пока лидеры США и стран Евросоюза состязались в красноречии в адрес российского президента Владимира Путина и «ополченцев», солдаты армии Нидерландов заявили о своем желании отправиться в Украину – для наведения порядка в регионе и содействия следственным мероприятиям на месте катастрофы.
Голландских военных, в частности, возмутило неуважительное отношение боевиков ДНР к останкам погибших пассажиров, среди которых гражданами Нидерландов были 193 человека. В связи с этим солдаты направили открытое письмо министру обороны своей страны Жанин Хеннис-Плассхаерт, в котором указали, что готовы «принять участие в операции, если будет отдан приказ».
Украинское законодательство позволяет привлекать иностранные контингенты на свою территорию, однако для этого необходима политическая воля руководства страны, утверждают опрошенные Forbеs эксперты. Как сообщил партнер юридической компании FCLEX Вячеслав Краглевич, допуск иностранных войск в Украину регулируется Конституцией (п. 23 ч. 1 ст. 85) и законом Украины «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины». «Поэтому легальное участие армии Нидерландов в боевых действиях на востоке Украины вполне возможно», – утверждает Краглевич.
По его словам, согласно утвержденной процедуре, сначала президент Украины принимает решение о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины, а парламент уже одобряет это решение соответствующим законом.
Не на войну...
Вместе с тем Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности, подчеркивает, что, несмотря на все звучавшие ранее призывы о помощи от украинской стороны, пока не время говорить о готовности иностранных контингентов полноценно участвовать в украинском противостоянии. «Голландские военные говорили о том, что они хотят оказать помощь в обеспечении доступа к месту падения самолета. При этом о прямом участии армии Нидерландов в вооруженном противостоянии на территории Украины речь не шла», – указывает он.
Согласен с Мельником и нардеп от БЮТ Сергей Пашинский: «Украина не против введения миротворческих сил ООН, но этот вопрос не в компетенции голландских военнослужащих. Этот вопрос сугубо в компетенции Совета безопасности ООН. Если решение будет принято, то на другом уровне».
Пашинский отмечает, что Украина уже не раз обращалась к мировому сообществу с просьбой оказать военную поддержку в проведении АТО. Однако эти просьбы утонули в бюрократических процедурах и бесконечных «консультациях». «Мы обратились к нашим странам-гарантам по Будапештскому меморандуму 1994 года – Великобритании и Соединенным Штатам – с просьбой оказать помощь. Но, к сожалению, пока этой помощи нет. Идут постоянные консультации в международных институциях. [Есть надежда на] Совет безопасности [ООН] – этот вариант не исключен, но пока что не прорабатывается», – констатирует Пашинский.
По мнению опрошенных экспертов, именно сейчас Украина острее всего нуждается в реальной военной поддержке. «В данном случае, когда в Украине проводится антитеррористическая операция, и последние события лишь подтверждают правильность такого определения, помощь иностранных военных может оказаться как нельзя кстати, – настаивает Алексей Мельник. – Еще недавно было много споров о том, насколько соответствует характер военных действий на востоке Украины понятию борьбы с терроризмом. Но сейчас стало очевидно, что мы имеем дело именно с террористами».
Осторожный оптимизм
При этом осторожность иностранных государств в последние месяцы оправдывается их боязнью «спровоцировать Россию», считает Мельник, и продолжает: «Однако я уверен, что эти опасения беспочвенны. РФ прекрасно справляется с задачей «провокации»: сначала российская приграничная территория обстреливается с территории Украины, якобы украинскими войсками, а потом РФ на нее «реагирует».
Экс-заместитель главы СБУ, генерал-лейтенант Александр Скипальский уверен, что в нынешних условиях любая помощь Украине в защите страны и отражении агрессии является приемлемой. «Украина – суверенное государство, и вправе сама делать выбор – просить или не просить о помощи», – говорит он.
Вместе с тем официальное вхождение на украинскую территорию любого иностранного контингента возлагает повышенную ответственность на международное сообщество. «Согласно статье 21 закона Украины «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины», за действия и/или бездействие иностранных военных ответственность будет нести соответствующее иностранное государство перед государством Украина, физическими и юридическими лицами», – констатирует Краглевич.
Сергей Пашинский подчеркивает, что международный надзор все еще делает ставку на переговорный процесс. «Хотя, по моему мнению, этот инструментарий полностью исчерпан. Пора переходить к более динамичным, конструктивным формам сотрудничества с США и ЕС», – утверждает Пашинский, добавляя, что в мире накоплен достаточный опыт, который можно применить в подобной ситуации, включая миротворческие силы ООН: «На сегодняшний день этот вопрос не стоит, хотя я не исключаю, что он возникнет. Мы заинтересованы в скорейшем урегулировании военного конфликта».
Вторит ему и Алексей Мельник: «В мировой практике есть опыт привлечения зарубежных контингентов при подобном развитии событий. Например, в США после событий 11 сентября 2001 года была создана Антитеррористическая коалиция, которую, возможно, Украине следует рассматривать как возможный метод разрешения ситуации».
Сподобався матеріал? Підтримай сайт і поділись матеріалом з друзями! :)
Подібні публікації
Власти просят Красный Крест обеспечить доставку помощи на Донбасс.
В Красном Кресте, который должен координировать работу по доставке гуманитарной помощи, не располагают данными о содержимом КамАЗов.
Гуманитарная помощь РФ на украинской границе будет растаможена и перегружена на транспорт Красного Креста.
В ООН выразили обеспокоенность из-за ситуации в Украине, а проект резолюции России отклонили.
Документ был подписан в рамках 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Коментарі
Додати коментар
Топ
Коментарі
Архів
Хтось тебе повинен покарати і я покараю, будеш десять разів перевертатися. Зашквар із соціальних мереж частина друга
Выбор фото. Все предоставленные ею до 200шт. (потом было добавлено еще столько-же)- фото были низкого качества).
Изначально, был против публичного обсуждения, но сын убедил меня в обратном. Она поливает меня и мою семью грязью и
Я ще коли читала перший пост що тоді хотіла поцікавитись, а де можна ознайомитись з творчістю Людмили? Гугл нічого не
Та не не с леса сбежала, а с псих больницы
Опитування
Чи розкажете ви про нас своїм друзям?
Теги